• Во-первых, потому что им достались разные комбинации ваших генов.
• Меняетесь вы сами как родители, как личности. Отсюда изменение вашего стиля воспитания.
• Во-третьих, на особенности личности человека влияет порядок рождения в семье.
Фрейд был первым из психологов, заметивших, что позиция ребенка среди его сестер и братьев имеет важное значение для всей его последующей жизни. Позиция эта определяется количеством детей, их полом, промежутками между рождением.
Единственный ребенок во многом наследует черты своего родителя того же пола. Как правило, он комфортно чувствует себя наедине с самим собой, но спокойно принимает помощь, когда она ему нужна. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, он обычно отличается в школе, в других областях своей деятельности и бывает крайне расстроен, если не преуспевает во всем, чем занимается. Поскольку единственный ребенок не привык к повседневному общению с другими детьми, бывает, что он с трудом привыкает к близким отношениям.
Старшие дети обычно наделены большей ответственностью, большими правами и обязанностями. Часто консервативные, стремятся к достижениям, беспокоятся за честь семьи, ее репутацию. Почему же так складывается?
Начнем с того. Что старший ребенок сперва воспитывался как единственный. Затем, когда для него стала привычной его привилегированная позиция, его место в «душе» родителей занимает новорожденный. Когда такой «захват» происходит до 5 лет, это очень болезненно воспринимается ребенком, особенно если второй ребенок такого же пола. Это стимулирует один из общих стереотипов поведения старшего ребенка: он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем новорожденного. Старший обычно приобретает многие родительские качества: он умеет быть воспитателем, способен принимать на себя ответственность и занимать лидерскую позицию.
Младшие дети. Младший ребенок не был травмирован появлением новорожденного. Для всей семьи он оказывается малышом, и часто его продолжают нянчить, даже когда его детство осталось позади. Родители ожидают от младшего ребенка гораздо меньшего и оказывают на него меньшее давление. Поэтому он меньшего достигает. Он лишен самодисциплины, и ему бывает трудно принимать решения. Поскольку он привык быть в семье самым маленьким, он знает. Что быть агрессивным бесполезно, и вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого – либо демонстративно обижается, либо пытается очаровать.
Средний ребенок. В одно и то же время он является для кого-то старшим, а для кого-то младшим. Поэтому он впитывает в себя черты обоих групп. Средние дети часто умеют хорошо вести дела с различными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире со своими братьями и сестрами. Так что они оказываются достаточно гибкими и дипломатичными и умеют приспосабливаться к различным обстоятельствам.
Почему возникает детская ревность?
Многим семьям, имеющим нескольких детей знакома ситуация, когда дети начинают «делить» родителей. Дети могут прекрасно общаться с друзьями, но оставаясь наедине друг с другом, постоянно ссорятся и выясняют отношения. Скорее всего, это детская ревность. Каждый из братьев, сестер неосознанно борется за право быть более любимым, получать больше внимания со стороны так нужных ему родителей. Кто-то выбирает здоровую конкуренцию, стремясь больше узнать, больше участвовать в общесемейных делах, чтобы родители чувствовали его необходимость, незаменимость. Кто-то идет по пути привлечения к себе повышенного внимания со стороны родителей своим проблемным поведением, а иногда и болезнями.
Появление в семье новорожденного.
Для малыша появление младшего братика или сестрички всегда является стрессом. Старшие дети по-разному реагируют на появление нового члена семьи:
Энергичные, возбудимые дети могут даже нападать на новорожденного, не драматизируйте ситуацию – подобная реакция вполне типична.
Маленький меланхолик может стать плаксивым и зависимым, забросить игрушки, целый день ходить за мамой, как тень.
Другой малыш может выражать свой протест в демонстративных шалостях и проявлении прямо-таки ослиного упрямства.
Многие дети реагируют на появление новорожденного в семье желанием вернуться в раннее детство. Они могут просить, чтобы их покормили с соски, начать неправильно говорить, сюсюкая и коверкая слова, делать вид, что не могут сами одеться и даже снова начать мочиться в штанишки. Лучше всего отреагировать на такую ситуацию с юмором, побольше уделять внимания ребенку.
Что могут сделать родители:
o Подготовьте ребенка к появлению брата или сестрички заранее. Расскажите о том, что ждете малыша. Заранее обустройте комнату уголком для новорожденного, чтобы старший смог привыкнуть к новой обстановке. Не отдавайте комнату старшего ребенка, его игрушки вновь прибывшему малышу.
o С появлением новорожденного стоит контролировать себя – не стоит слишком сильно восхищаться новорожденным в присутствии старшего ребенка. С подобной тактикой стоит познакомить и остальных родственников, чтобы те с порога не восклицали: «А где же наш маленький?? У меня для него подарочек!!»
o Не стремитесь отправить старшего к любимой бабушке, возможно, именно в новой ситуации он примет это за ссылку, а не как обычно веселый отдых у бабули. Пусть бабушка лучше понянчится с младшим, а вы проведете время со старшим.
o Почаще хвалите старшего, обнимайте, целуйте.
o Очень важно дать старшему гордится своей «зрелостью». Размышляйте вместе с ним о неудобствах младенчества и преимуществах «взрослой» жизни по сравнению с новорожденным (возможность пойти погулять с ровесниками, ходить в школу, смотреть «взрослые» фильмы, есть мороженое, шоколад, смотреть мультики). Мечтайте вместе со старшим ребенком (или детьми) о том, что будет, когда малыш подрастет: как с ним можно будет вместе поиграть в куклы или футбол; поехать всей семьей попутешествовать; как интересно будет всем вместе вести его в первый класс...
Как общаться с детьми. Чтобы им хватало вашего внимания.
Выделите специальное время для общения с каждым ребенком. При появлении в семье нового ребенка, определите время, посвященное общению только со старшим ребенком. Не позволяйте ничему постороннему мешать этому. Старший ребенок должен знать, что у него всегда есть особое время, которое он может провести наедине с кем-то из родителей.
Разделим все поровну?? Казалось бы, при соблюдении принципа «всем сестрам по серьгам» ревность возникнуть не должна. Но реальная возможность поровну делить между детьми житейские блага весьма условна. Казалось бы, разве это не справедливо дать каждому ребенку одинаковое количество блинов за завтраком? Но это «справедливое» обращение не принимает во внимание то обстоятельство, что у каждого ребенка может быть различный аппетит. Если вы услышите: «А почему ему досталось три блинчика, а мне только два? » – отвечайте: «А, ты все еще голоден? Дать тебе целый блинчик или половину? Целый? Сейчас принесу». Таким образом, поменялись смысловые акценты. Вы не утверждаете: «Ты получаешь столько же, сколько и старший брат». Теперь вы говорите совершенно иное: «Я готова удовлетворить твои личные пожелания».
Будьте готовы, что по мере взросления детей неизбежны периоды то улучшения, то ухудшения отношений между ними. Ведь каждый ребенок переживает свои возрастные кризисы, которые у них не совпадают. Так, младший, для которого старший долго был непререкаемым авторитетом, в 6-7 лет может стать невыносимым, отвечая «нет» даже тогда, когда его старший брат или сестра попросят за столом передать хлеб. Ничего страшного – просто младший ребенок отвоевывает свое право (пусть и перегибая немного палку) на свое мнение, свой поступок, свою ошибку, свое Я. А вот старший ребенок в 14-15 лет может начать искать возможности побыть одному, отказываться присмотреть за малышом и даже стыдиться пройти с ним по улице. Тоже нормально. Это период самоидентификации, боязни быть смешным, налаживания взаимоотношений с противоположным полом, где «третьему» (пусть даже брату или сестре) не место.
Роль родителей в эти всегда непростые периоды – не драматизировать, не мешать, не диктаторствовать, не впадать в ложное морализаторство. Но вместе с тем обязательно нужно сглаживать острые углы, не допуская «перегибов на местах», – вовремя пристыдить старшего, отвлечь младшего, придумать общее дело и попросту продолжать любить своих детей, какими бы колючими они ни были, и стараться постоянно им это показывать.
• Меняетесь вы сами как родители, как личности. Отсюда изменение вашего стиля воспитания.
• Во-третьих, на особенности личности человека влияет порядок рождения в семье.
Фрейд был первым из психологов, заметивших, что позиция ребенка среди его сестер и братьев имеет важное значение для всей его последующей жизни. Позиция эта определяется количеством детей, их полом, промежутками между рождением.
Единственный ребенок во многом наследует черты своего родителя того же пола. Как правило, он комфортно чувствует себя наедине с самим собой, но спокойно принимает помощь, когда она ему нужна. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, он обычно отличается в школе, в других областях своей деятельности и бывает крайне расстроен, если не преуспевает во всем, чем занимается. Поскольку единственный ребенок не привык к повседневному общению с другими детьми, бывает, что он с трудом привыкает к близким отношениям.
Старшие дети обычно наделены большей ответственностью, большими правами и обязанностями. Часто консервативные, стремятся к достижениям, беспокоятся за честь семьи, ее репутацию. Почему же так складывается?
Начнем с того. Что старший ребенок сперва воспитывался как единственный. Затем, когда для него стала привычной его привилегированная позиция, его место в «душе» родителей занимает новорожденный. Когда такой «захват» происходит до 5 лет, это очень болезненно воспринимается ребенком, особенно если второй ребенок такого же пола. Это стимулирует один из общих стереотипов поведения старшего ребенка: он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем новорожденного. Старший обычно приобретает многие родительские качества: он умеет быть воспитателем, способен принимать на себя ответственность и занимать лидерскую позицию.
Младшие дети. Младший ребенок не был травмирован появлением новорожденного. Для всей семьи он оказывается малышом, и часто его продолжают нянчить, даже когда его детство осталось позади. Родители ожидают от младшего ребенка гораздо меньшего и оказывают на него меньшее давление. Поэтому он меньшего достигает. Он лишен самодисциплины, и ему бывает трудно принимать решения. Поскольку он привык быть в семье самым маленьким, он знает. Что быть агрессивным бесполезно, и вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого – либо демонстративно обижается, либо пытается очаровать.
Средний ребенок. В одно и то же время он является для кого-то старшим, а для кого-то младшим. Поэтому он впитывает в себя черты обоих групп. Средние дети часто умеют хорошо вести дела с различными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире со своими братьями и сестрами. Так что они оказываются достаточно гибкими и дипломатичными и умеют приспосабливаться к различным обстоятельствам.
Почему возникает детская ревность?
Многим семьям, имеющим нескольких детей знакома ситуация, когда дети начинают «делить» родителей. Дети могут прекрасно общаться с друзьями, но оставаясь наедине друг с другом, постоянно ссорятся и выясняют отношения. Скорее всего, это детская ревность. Каждый из братьев, сестер неосознанно борется за право быть более любимым, получать больше внимания со стороны так нужных ему родителей. Кто-то выбирает здоровую конкуренцию, стремясь больше узнать, больше участвовать в общесемейных делах, чтобы родители чувствовали его необходимость, незаменимость. Кто-то идет по пути привлечения к себе повышенного внимания со стороны родителей своим проблемным поведением, а иногда и болезнями.
Появление в семье новорожденного.
Для малыша появление младшего братика или сестрички всегда является стрессом. Старшие дети по-разному реагируют на появление нового члена семьи:
Энергичные, возбудимые дети могут даже нападать на новорожденного, не драматизируйте ситуацию – подобная реакция вполне типична.
Маленький меланхолик может стать плаксивым и зависимым, забросить игрушки, целый день ходить за мамой, как тень.
Другой малыш может выражать свой протест в демонстративных шалостях и проявлении прямо-таки ослиного упрямства.
Многие дети реагируют на появление новорожденного в семье желанием вернуться в раннее детство. Они могут просить, чтобы их покормили с соски, начать неправильно говорить, сюсюкая и коверкая слова, делать вид, что не могут сами одеться и даже снова начать мочиться в штанишки. Лучше всего отреагировать на такую ситуацию с юмором, побольше уделять внимания ребенку.
Что могут сделать родители:
o Подготовьте ребенка к появлению брата или сестрички заранее. Расскажите о том, что ждете малыша. Заранее обустройте комнату уголком для новорожденного, чтобы старший смог привыкнуть к новой обстановке. Не отдавайте комнату старшего ребенка, его игрушки вновь прибывшему малышу.
o С появлением новорожденного стоит контролировать себя – не стоит слишком сильно восхищаться новорожденным в присутствии старшего ребенка. С подобной тактикой стоит познакомить и остальных родственников, чтобы те с порога не восклицали: «А где же наш маленький?? У меня для него подарочек!!»
o Не стремитесь отправить старшего к любимой бабушке, возможно, именно в новой ситуации он примет это за ссылку, а не как обычно веселый отдых у бабули. Пусть бабушка лучше понянчится с младшим, а вы проведете время со старшим.
o Почаще хвалите старшего, обнимайте, целуйте.
o Очень важно дать старшему гордится своей «зрелостью». Размышляйте вместе с ним о неудобствах младенчества и преимуществах «взрослой» жизни по сравнению с новорожденным (возможность пойти погулять с ровесниками, ходить в школу, смотреть «взрослые» фильмы, есть мороженое, шоколад, смотреть мультики). Мечтайте вместе со старшим ребенком (или детьми) о том, что будет, когда малыш подрастет: как с ним можно будет вместе поиграть в куклы или футбол; поехать всей семьей попутешествовать; как интересно будет всем вместе вести его в первый класс...
Как общаться с детьми. Чтобы им хватало вашего внимания.
Выделите специальное время для общения с каждым ребенком. При появлении в семье нового ребенка, определите время, посвященное общению только со старшим ребенком. Не позволяйте ничему постороннему мешать этому. Старший ребенок должен знать, что у него всегда есть особое время, которое он может провести наедине с кем-то из родителей.
Разделим все поровну?? Казалось бы, при соблюдении принципа «всем сестрам по серьгам» ревность возникнуть не должна. Но реальная возможность поровну делить между детьми житейские блага весьма условна. Казалось бы, разве это не справедливо дать каждому ребенку одинаковое количество блинов за завтраком? Но это «справедливое» обращение не принимает во внимание то обстоятельство, что у каждого ребенка может быть различный аппетит. Если вы услышите: «А почему ему досталось три блинчика, а мне только два? » – отвечайте: «А, ты все еще голоден? Дать тебе целый блинчик или половину? Целый? Сейчас принесу». Таким образом, поменялись смысловые акценты. Вы не утверждаете: «Ты получаешь столько же, сколько и старший брат». Теперь вы говорите совершенно иное: «Я готова удовлетворить твои личные пожелания».
Будьте готовы, что по мере взросления детей неизбежны периоды то улучшения, то ухудшения отношений между ними. Ведь каждый ребенок переживает свои возрастные кризисы, которые у них не совпадают. Так, младший, для которого старший долго был непререкаемым авторитетом, в 6-7 лет может стать невыносимым, отвечая «нет» даже тогда, когда его старший брат или сестра попросят за столом передать хлеб. Ничего страшного – просто младший ребенок отвоевывает свое право (пусть и перегибая немного палку) на свое мнение, свой поступок, свою ошибку, свое Я. А вот старший ребенок в 14-15 лет может начать искать возможности побыть одному, отказываться присмотреть за малышом и даже стыдиться пройти с ним по улице. Тоже нормально. Это период самоидентификации, боязни быть смешным, налаживания взаимоотношений с противоположным полом, где «третьему» (пусть даже брату или сестре) не место.
Роль родителей в эти всегда непростые периоды – не драматизировать, не мешать, не диктаторствовать, не впадать в ложное морализаторство. Но вместе с тем обязательно нужно сглаживать острые углы, не допуская «перегибов на местах», – вовремя пристыдить старшего, отвлечь младшего, придумать общее дело и попросту продолжать любить своих детей, какими бы колючими они ни были, и стараться постоянно им это показывать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий