-
Развивать малыша, четко следуя какой-то одной методике, вовсе не обязательно. Большую пользу принесут комплексные занятия
-
Крохе всего
2—3 года, мы не знаем, каким он вырастет, чем станет заниматься. Но в наших силах заложить основы его успешного будущего. По мнению психологов, именно в это время ребенок приобретает опыт, который будет использовать в течение всей жизни. Поэтому развивающие занятия — не только развлечение или интеллектуальный тренинг, но и залог того, что ваш малыш в будущем сможет принять верное решение в любой жизненной ситуации.
Сейчас существует огромное количество развивающих методик. Так почему бы не обобщить их? Идея комплексных занятий как раз идет по пути концентрации лучших наработок в области педагогического знания.
«Урок» длится примерно 45 минут. За это время малыши успевают позаниматься математикой, поработать над развитием речи и мелкой моторики, получить первые представления о звуках и буквах, об окружающем мире. Ни одно занятие не обходится без песенки, рисунка или поделки. И не забудем про физкультминутки — с их помощью мы заряжаем энергией не только тело, но и мозг! Внушительный объем знаний воспринимается ребенком с легкостью, когда урок похож на увлекательную игру, где нет места однообразию и скуке.
Урок музыки
Развитие чувства ритма
Берем любимые игрушки, рассаживаем их и здороваемся с ними. Ребенок четко произносит название зверька или его имя, одновременно хлопая в ладоши (на каждый слог — хлопок). В дальнейшем хлопать можно по коленям, по бубну и т. д.
Игры на внимание
Вы показываете малышу движения, а он должен их повторить: хлопки в ладоши перед собой, за спиной, над головой (приговариваем вслух: «Хлоп-хлоп-хлоп»). Шлепки по коленям, по животику, по груди («Шлепшлеп-шлеп»). Топаем то одной ножкой, то другой («Топ-топ-топ»). Упражнения выполняйте под ритмичную музыку.
Вместе с оркестром
Поставьте крохе инструментальную музыкальную композицию из классического или народного репертуара. К примеру, «Польку» Глинки. Малышу предложите «украсить» музыку любым из шумовых инструментов (бубенцами, маракасами, бубном, металлофоном). Особенности детского восприятия таковы, что ребенку кажется, будто все, что звучит, — это плод его усилий. Похвалите малыша за то, что он помог настоящим музыкантам и вместе с ними создал такую прекрасную мелодию.
Урок математики
Один и много
Объясните эту сложную для крохи тему играючи. В буквальном смысле. Жил-был котенок Тимошка (или любой другой персонаж). Он очень любил конфеты (яблоки, мармелад).Как-то раз решил он пригласить к себе в гости друзей (желательно создать интерьер: стол и другие детали). Пришли к нему зайка, медвежонок (слоник, собачка). Чтобы порадовать своего друга, они пожаловали не с пустыми руками. Каждый принес Тимошке одну конфетку.
Гости приходят поочередно. Сначала пришел зайка и принес одну конфетку. Котенок очень обрадовался и положил ее на стол. Потом пришел медвежонок и тоже принес одну конфетку. Когда за столом собрались все гости, котенок увидел, что на столе у него лежит не одна конфетка, а много конфет.
Спросите у ребенка, сколько стало конфет? Если есть затруднения, задайте наводящий вопрос: «Одна конфетка или много?» Как же получилось «много»?
Итог: каждый гость принес по одной конфете и конфет стало много.
Урок физкультуры
Беги — замри
Предложите малышу поиграть: «Сейчас я буду бить в барабан. Если я стучу быстро, надо быстро бегать по комнате, а когда бью медленно, нужно ходить, если я громко стукну один раз, значит, нужно остановиться и замереть». Эта веселая игра помогает детям сбросить напряжение и очень полезна, так как учит даже гиперактивных ребятишек самоконтролю.
Урок творчества
Строим поезд для Тимошки
Вам понадобятся пластилин разного цвета, пуговицы, трубочки для коктейлей, цветная бумага, картинки или фотографии с изображениями разных видов транспорта и поезда.
Расскажите малышу, что Тимошка очень любит путешествовать на поезде. Покажите малышу картинки с поездами, вагонами, паровозами. А также приготовьте изображения других транспортных средств, которые могут передвигаться и по земле, и по воде, и по воздуху.
Спросите кроху, чем поезд отличается от машины, автобуса? Правильный ответ — поезд едет по железной дороге, у него много-много колес и одинаковых вагончиков.
После этого предложите сделать для Тимошки (для мамы, папы и т. д.) красивый и длинный поезд.
Делим брусок пластилина пополам — это похоже на вагончик. Но получился ли у нас длинный поезд? Нет. Почему? Пусть ребенок высказывает свои предположения, как построить длинный поезд. В результате подводим малыша к догадке, что для длинного поезда нужно много вагончиков.
Создаем еще несколько вагонов. В процессе называем их цвета. Сколько теперь у нас вагончиков? Правильно, много! Вот это настоящий поезд!
А может ли наш поезд ехать без колес? Попробуем сделать колеса.
Способ № 1: делаем колеса из пластилина. Отщипываем маленький кусочек, кладем на ладошку и делаем круговые движения (катаем колобок). Полученный шарик нужно положить на стол и немного сплющить пальчиком.
Способ № 2: используем самые обыкновенные пуговицы.
Похожи пуговицы на колеса? Почему? Пытаемся подтолкнуть ребенка к ответу, что эти предметы могут заменить колеса, потому что катятся.
А Тимошка предлагает нам сделать другие колеса. Предлагает, например, картонные квадратики. Сможет ли поезд поехать на таких колесах? Почему? Объясняем Тимошке, что колеса должны быть круглые.
«Какой красивый поезд получился!» — восхищается Тимошка.
Но сами по себе вагончики не смогут поехать. Нужно сделать паровоз. Он находится впереди у поезда. Чтобы паровоз сдвинулся с места, нужно много угля, который сжигается в специальной печке и вылетает в виде дыма из трубы. Благодаря углю нагревается вода в котле паровоза и получается пар. По этому паровоз и называется паровозом — он двигается с помощью пара.
Малыш слушает с интересом? Тогда расскажите ему, что сейчас люди придумали электровоз, который еще называют электричкой. Он движется, потому что по специальным проводам к нему подается электричество (а не уголь и вода). Это безопаснее и удобнее.
Теперь предложите сделать паровозу трубу. Прикрепляем кусочек трубочки для коктейля, колпачок от фломастера или лепим трубу из пластилина. Здорово получилось! Но это еще не все. Загадайте крохе загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Вагоны, поезд)
А вагончики в нашем поезде сцеплены друг с другом? Нужно их соединить все вместе. Катаем шарик пластилина и с его помощью соединяем вагончики.
Тимошка радуется готовому поезду.
На примере поезда закрепите и понятия «один» и «много». Сколько вагонов у поезда? Много. Сколько паровозов? Правильно, всего один!
При желании можно дополнительно украсить поезд: добавить окна, пассажиров (слепить или прикрепить рисунки), декорировать вагоны цветными полосками или пятнышками из пластилина, наклейками, семенами, крупами.
Урок пения
Песенка про паровоз
Продолжая тему путешествия на поезде, спойте с малышом песенку «Едет, едет паровоз».
Едет, едет паровоз —
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.
Если вы не знаете этой мелодии, ничего страшного, придумайте свою. Мелодия может быть самой простой, можно даже петь на одном звуке, аккомпанируя себе хлопками.
Не менее эффективный способ творческого развития — выразительно декламировать текст в определенном ритме и показывать движения поезда.
Паровозик чух-чух-чух,
Поезд мчится во весь дух.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
А колесики стучат,
Тук-тук-тук говорят.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
На словах «чух-чух-чух» руками изображаем вращение колес и идем по кругу. На словах «тук-тук-тук» ударяем кулачком по кулачку.
Для того чтобы развить у крохи чувство ритма, попросите его аккомпанировать на музыкальных инструментах. Дети постарше пусть попробуют сами подобрать подходящие звуки. На словах «чух-чух-чух» хорошо использовать маракасы, когда поете «тук-тук-тук» — удары палочкой по барабану. У вас нет музыкальных инструментов? Проявите фантазию! Например, возьмите пластиковую бутылочку и насыпьте в нее соль. А теперь попробуйте заменить соль фасолью или какой-нибудь крупой. Послушайте, как изменилось звучание. Свои наблюдения обсудите с ребенком.
Урок рисования
Делаем рельсы для поезда
Вернемся к нашим вагончикам. Как же поезд поедет без железной дороги?
Расскажите крохе о строении железной дороги. Во время объяснения иллюстрируйте свои слова рисунками. Пусть малыш сам попробует нарисовать рельсы или шпалы.
Теперь возьмите лист цветного картона, проложите на нем пластилиновые рельсы. А шпалы пусть поможет уложить ребенок. Сделать это просто. Сначала катаем колбаску из пластилина, затем делим ее на маленькие отрезки и укладываем их между рельсами.
Хорошо бы дополнить получившуюся композицию речкой (ее можно нарисовать или сделать из синего пластилина), цветами (приклеиваем, рисуем или катаем разноцветные шарики из пластилина и прикрепляем к зеленой травке). А может быть, вы захотите создать зимнюю композицию. Тогда приклейте к картону-основе вату или на клей посыпьте соль или крахмал. В процессе создания работы придумывайте различные истории о том, кто едет на поезде, куда, что произошло с героями.
Урок по развитию речи
Учим слова и стишки
Расскажите малышу, что слова, с помощью которых мы говорим друг с другом, состоят из звуков. Очень интересен звук «А». Так кричат дикари, когда охотятся. Изображаем крик индейца. А когда врач смотрит горлышко ребенка, что он просит сказать? Тоже «А».
Можно выполнить упражнение перед зеркалом. Кисть руки ставится ладонью вниз немного ниже подбородка. Затем открыть рот так, чтобы нижняя челюсть достала до кисти руки. В таком положении рта произносить тихим голосом, без видимых движений губ и челюсти звук «А». Также можно его пропеть на любой удобной вам высоте.
Со звука «А» начинаются слова: аист, арбуз, автобус. Попросите малыша вспомнить еще какие-нибудь слова, которые начинаются с этого звука. Если кроха найдет нужный звук в середине слова, это тоже хорошо. Старайтесь везде находить этот звук, когда читаете сказки.
Вспомните имена, которые начинаются с «А»: Андрей, Анна.
Расскажите малышу смешное стихотворение «Апельсин» Людмилы Зубковой.
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Кроха сжимает пальцы обеих рук в кулачки и разжимает их.
Эта долька — для ежа.
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
Малыш по очереди загибает пальцы, начиная с большого.
А для волка — кожура.
Сжимает пальцы обеих рук в кулачки.
Он сердит на нас — беда,
Разбегайтесь кто куда!
Ребенок резко разжимает пальчики, сжатые в кулачки.
Все! Наше комплексное занятие закончилось. Можно отдохнуть, перекусить, погулять. А завтра придумать новые темы для веселого урока.
вторник, 22 мая 2012 г.
Веселые уроки
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий